Способны ли информационные технологии дополнить и усовершенствовать учебный процесс? Ответить утвердительно на данный вопрос позволяет опыт внедрения и эксплуатации Автоматизированной системы обучения (АСО), которая по своей сути является компьютерной программой, создаваемой с использованием современных достижений 3d-моделирования, информационных технологий, методических разработок и самой актуальной теоретической информации.
Автоматизированная система обучения - это информационно-программный комплекс профессиональной подготовки специалистов, позволяющий осуществлять формирование знаний и умений. Обучающие системы могут использоваться как учебный материал для дистанционного или самостоятельного обучения, повышения эффективности подготовки специалистов.
Исследуя опыт эксплуатации такой системы в Омском Автотранспортном колледже (ОАТК), была выявлена положительная динамика освоения обучающимися учебных материалов. В частности, в данном учебном заведении была внедрена Автоматизированная обучающая система «АОС -190631», разработанная для подготовки по специальности 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Как показывает практика, АСО, обладая гибкой структурой, полностью встраивается в учебный процесс, выводя обучение на качественно иной уровень.
Программа данного типа содержит в себе совокупность дисциплин (модулей), скомбинированных согласно учебному плану определённой специальности, будь то техническое, гуманитарное или любое другое направление.
Дисциплины АСО содержат в себе весь предписанный образовательным стандартом учебный материал, который дополняется таблицами, 3d- моделями, интерактивными схемами, фото, аудио и видеоматериалами, а также программными интерактивными тренажёрами, которые по своей сути являются виртуальной моделью какого-либо объекта, взаимодействие с которым становится возможным в пространстве данной программы (разбор двигателя/управление вертолётом/операции с пультами управления и т.д.).
Автоматизированная система обучения содержит в себе набор практических работ, контрольных заданий по каждой из дисциплин, которые постепенно подводят пользователя к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы.
АСО позволяет комплексно рассматривать исследуемый объект, логику его работы. В Автоматизированной системе обучения используются модели объектов, систем, процессов с полным отражением их свойств, особенностей, места в системе. В АСО имеется возможность виртуального взаимодействия с моделью исследуемого объекта, что формирует у пользователя наиболее полное представление о нём, после чего полученные навыки могут быть успешно отработаны и закреплены на различном учебном оборудовании, стендах, реальных агрегатах и т.д., имеющихся в отдельно взятом учебном заведении.
В Автоматизированной системе обучения предусматривается специальный инструментарий для преподавателя, позволяющий войти в систему под именем инструктора, создавать базу данных обучаемых, просматривать их активность в системе, производить мониторинг успеваемости любого из своих обучаемых, корректировать задания и дополнять их, прикреплять к материалам презентации и многое другое.
Обучение в АСО может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной формах обучения. Помимо этого, данная программа может быть дополнена дополнительными материалами. (презентации, фото, аудио, видеоматериалы и т.д).
Контрольные задания в АСО могут быть пяти различных видов: традиционное тестирование с выбором правильного ответа, ввод правильного ответа с клавиатуры, определение взаимосвязи и принадлежности, а также указание правильного элемента на графическом изображении/схеме/таблице и сбор/разбор агрегата.
Работа в АСО может осуществляться в двух режимах: свободном и регламентированном. В свободном режиме протоколирование действий, а также запись в базу данных успешного прохождения контрольных заданий не ведется, и обучаемому доступны все темы для изучения в произвольном порядке. В регламентированном режиме обучаемый проходит процедуру регистрации, после чего ему будет доступно последовательное прохождение контрольных заданий, а все его действия в системе будут протоколироваться в файл, защищенный от изменений.
Поскольку АСО может работать локально, без сети Интернет, обучаемый может обратиться к ней в любое время для обучения или прохождения контрольных заданий. Подстраиваясь под персональные особенности обучаемого, АСО может использоваться в индивидуальном режиме.
Стоит отметить, что данная Автоматизированная система обучения также позволяет сформировать полноценную теоретическую базу для подготовки к участию в международном чемпионате WorldSkills, даже если отсутствует физический доступ к оборудованию и оснастке (удалённо).
Важным вектором развития образовательной системы является интегрирование информационных технологий в процесс обучения. Применение информационных технологий, представленных в виде АСО, становится одним из важнейших путей увеличения результативности обучения.